malamant: (Default)
[personal profile] malamant


Сегодня - день без употребления нецензурных слов


Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой в 2021 году отмечается 3 февраля.

Поле брани

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее от самого святого!

Эдуард Асадов

До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами», позже - "матерными".

Как возникли матерные слова?

По одной из версий, матерные слова были внесены в нашу речь монголо-татарами. Другие ученые, изучающие эту тему, утверждают, что матерные слова имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся заклинанием. Через брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая ее в свою жизнь.
Чтобы защитить себя от нечистой силы, на мат было наложено много запретов: нельзя было бранить детей матом, иначе они будут мучимы бесами, было запрещено материться в доме. Запрещено ругаться в лесу: мог обидеться леший, на берегу реки или озера – оскорбиться водяной. Так где же человеку можно было выплеснуть из себя всю злость? В поле! Отсюда и выражение – «поле брани». Так что эта фраза означает не "поле битвы", а это – поле матерной ругани...

Как бороться с матом?

Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой призывает бороться со скверной. Само слово "Всемирный" подчеркивает, что скверна звучит в разных странах. Цель праздника – проводить мероприятия по искоренению мата из повседневной жизни, хотя бы в публичных местах.

Может, кого-то удивит, но по количеству нецензурных слов и выражений русский язык занимает третье место (после английского и голландского). В словаре ненормативной лексики русского языка находится 16 тыс. слов.

Вы пытались подсчитать, сколько бранных слов и выражений знаете? Если наберётся десяток-другой - у вас богатый словарный состав.

Но русский мат, похоже, самый ядреный. И этот десяток-другой может обидеть, ранить и даже убить.

Согласна: сквернословие, оскорбляющее личность, должно пресекаться.

Предусмотрены законодательные меры наказания за нецензурную брань в общественных местах, расценивающие ее как мелкое хулиганство.

Данный Закон был принят на исходе 2001 года, 30 декабря. Ещё до наступления следующего Нового года моментально набрал популярность такой анекдот.

Один из законодателей, довольный работой, решил поесть в столовой. Случайно вылил на себя горячий борщ из тарелки. В тот же день к Закону было принято много поправок.

Бранные слова как поощрение?

И такое бывает. Вот что говорит Игорь Губерман, русский поэт и прозаик, получивший широкую известность благодаря своим афористичным и сатирическим четверостишиям — «гарикам».


Снимок из открытых источников интернета

Фрагмент из моего интервью с Губерманом

- Вы говорите комплименты?

- Да, всем подряд. Перечень? «Ты сегодня прекрасно выглядишь», «Ты жутко умён», «Ты – гениальный поэт», «Ты – великий художник», «Тебе всегда удаётся»... Могу привести, но приводить не буду, слова – прямо противоположные значению, которые в моих устах, друзья знают, как я люблю сочные выражения, - звучат тоже поощрительно, хотя они из области ругательной.

- «Сочные выражения» подразумевают мат?

- Мат – естественная часть «великого, могучего, правдивого и свободного» русского языка. Я читаю толстые российские журналы – вернулась неформальная лексика в литературный текст, и ничего от этого текст не потерял.

- А что приобрёл?

- Приобрёл полноту речи передаваемой личности, что очень важно для языка.

- Выходит, можно вовсю использовать?

- Я никак не склонен приписывать «можно» или «должен». Я употребляю, потому что считаю, что так лучше и точнее передаётся. Я знаю великие книги, написанные с неформальной лексикой, например, Алешковским, Венедиктом Ерофеевым... Полагаю, что каждый может пользоваться языком в той мере, как он хочет: свобода есть свобода!

Редиски! Давайте проведем день без употребления нецензурных слов и выражений в своей речи!
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2021-02-03 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2021-02-03 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

(no subject)

From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com - Date: 2021-02-03 07:46 am (UTC) - Expand

Date: 2021-02-03 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2021-02-03 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2021-02-03 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] dz4ngrizalosaur.livejournal.com
Ругательства были всегда. Некоторые ругаются больше, некоторые меньше. Некоторые имеют ужасные ругательства и некоторые умеренные из них. Климат, культура, темперамент все зависит от этого, даже ругань.

Date: 2021-02-03 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Мне нравятся частушки с нецензурной лексикой

(no subject)

From: [identity profile] dz4ngrizalosaur.livejournal.com - Date: 2021-02-03 08:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malamant.livejournal.com - Date: 2021-02-03 08:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dz4ngrizalosaur.livejournal.com - Date: 2021-02-03 08:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malamant.livejournal.com - Date: 2021-02-03 08:35 am (UTC) - Expand

Date: 2021-02-03 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2021-02-03 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] lacr1ma.livejournal.com
По телику на днях передавали, что в России закон приняли о том, чтоб соц.сети были без мата... что-то в этом духе...

Date: 2021-02-03 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
И это правильно. В соцсетях нарочито выставляют бранные слова. Похоже, они воодушевляют лишь авторов таких публикаций
Edited Date: 2021-02-03 08:37 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] nadiyafeja.livejournal.com - Date: 2021-02-03 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lacr1ma.livejournal.com - Date: 2021-02-03 11:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nadiyafeja.livejournal.com - Date: 2021-02-03 11:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lacr1ma.livejournal.com - Date: 2021-02-03 11:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nadiyafeja.livejournal.com - Date: 2021-02-03 01:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malamant.livejournal.com - Date: 2021-02-03 12:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malamant.livejournal.com - Date: 2021-02-03 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nadiyafeja.livejournal.com - Date: 2021-02-03 11:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malamant.livejournal.com - Date: 2021-02-03 12:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nadiyafeja.livejournal.com - Date: 2021-02-03 02:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malamant.livejournal.com - Date: 2021-02-03 03:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nadiyafeja.livejournal.com - Date: 2021-02-03 04:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-02-03 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] tangrusha.livejournal.com
Для меня очень показательным был момент, когда я ехала в трамвае в Риге, в конце вагона болтался худенький юнец лет 10-12, что-то говорил по-латышски, перемежая речь отборным русским матом. И все было понятно )))

Date: 2021-02-03 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Давным-давно в Израиле русскоязычный математик не мог найти адекватного перевода "уходит в бесконечность". И тогда он произнес: "Лех (иди, идет) к ... " — ну, к Бениной маме. А дальше могу написать спокойно. Такой фразеологический оборот не просто прижился, но все математики произносят как само собою разумеющееся: "Лех кебенимат"

(no subject)

From: [identity profile] tangrusha.livejournal.com - Date: 2021-02-03 11:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malamant.livejournal.com - Date: 2021-02-03 11:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tangrusha.livejournal.com - Date: 2021-02-03 11:48 am (UTC) - Expand

Date: 2021-02-03 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2021-02-03 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] nitka-g.livejournal.com
Мне лично очень неприятно читать (а уж, тем более, слышать) ругательства, на любом языке.

А Вы знаете, что в иврите (точнее, в святом языке, прототипе современного иврита) вообще нет ругательств? Более того, в нем даже нет слов, обозначающих половые органы. Они обозначаются иносказательно.
Например, всем известное слово, которое звучит как седьмая буква ивритского алфавита — это вполне литературное слово, обозначающее "оружие". А глагол от него обозначает "вооружиться". Это последователи товарища Перельмана (известного как Элиэзер Бен Йегуда) придали этим словам неприличный контекст.
Современный иврит также со временем "оброс" ругательствами из других языков. Того же русского, арабского, английского...

Date: 2021-02-03 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Ивриту не угнаться за лидерами в плане ругательств!
Птица бюльбюль была в номинации на птицу — символ Израиля. Проиграла удоду из-за того, что название обозначает переднее место

(no subject)

From: [identity profile] nitka-g.livejournal.com - Date: 2021-02-03 03:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-02-03 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] larrym07.livejournal.com
Да. С первого февраля. Но в жж не наблюдалось и не наблюдается этот момент

Date: 2021-02-03 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Есть люди, которые в устной речи употребляют мат, как вводные слова. Такое не переношу. А сгоряча порой выразиться — это ладно, пусть.

Date: 2021-02-03 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2021-02-03 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] nadiyafeja.livejournal.com
Здравствуйте! Не увидела ссылку на источник. Или это вы брали интервью у Губермана?=)

Date: 2021-02-03 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Да, это я брала. И написала: "фрагмент из моего интервью"

Date: 2021-02-03 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] steinun.livejournal.com
Мне сегодня как раз прислали видео совсем на другую тему, мне интересную, а смотреть было сложно, даже бросить хотела, из-за матов.

Date: 2021-02-03 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Очень даже понимаю вас! Бывает мат к месту — в фольклоре, даже в анекдотах. А на ровном месте — это вульгарщина

(no subject)

From: [identity profile] steinun.livejournal.com - Date: 2021-02-03 03:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-02-03 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] convaliya.livejournal.com
А в остальные дни нужно их употреблять? Я не готова))

Date: 2021-02-03 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Ну и не надо! Это, скорее, призыв к сквернословам. Получится у них хотя бы день продержаться на такой "диете"?
Edited Date: 2021-02-03 03:35 pm (UTC)

Date: 2021-02-03 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] katya-kch96.livejournal.com
Это трудно.

Date: 2021-02-03 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Один день — трудно?

Date: 2021-02-03 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] lebedinsky2.livejournal.com
Один день еще можно потерпеть. Но не больше. Как говорит один мой приятель: речь без мата — что еда без соли!

Date: 2021-02-03 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
По такому поводу все шутки уместны. Пирожные можно и без соли. Сказку помню, где король понял, что мясо невозможно есть без соли.

Date: 2021-02-03 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2021-02-03 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] Алекс Скела (from livejournal.com)
Приму самое непосильное участие в святой борьбе!
Лично обязуюсь вместо Херардо писать Членардо, а вместо мандарин — вагинарин!
)

Date: 2021-02-03 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Да помогут вам эвфемизмы!

(no subject)

From: [identity profile] Алекс Скела - Date: 2021-02-03 04:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-02-03 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] pink-mathilda.livejournal.com
Губерман шикарен.

Date: 2021-02-03 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
О да! Всегда метко!

Date: 2021-02-03 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] marina-lili.livejournal.com
Лет семнадцать тому назад, когда моей младшей было года полтора, я гуляла с ней в парке и там были ещё две молодые русскоязычные мамашки из республик средней азии. Они не тихо, но вполне себе мирно разговаривали...чистым матом, в том числе и со своими детками. Не матом были только междометия. И тут я возьми, да и скажи своему ребенку "кончай это безобразие". И вот у этих мамочек отвисли челюсти, уши повяли и свернулись в трубочку. Они начали меня отчитывать за нецензурную лексику да ещё и сказанную собственному ребенку. Они мне популярно объяснили, что слово это на букву "к" очень нецензурное и относится только, извините, к области секса. Я очень сильно удивилась, и спросила, а как же они могут такими словами со своими детьми, и тут выяснилось, что вот они то и разговаривают на чистом литературном русском языке. Я была в шоке. Я до сих пор из него не вышла.

Date: 2021-02-03 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Есть переосмысленные слова и фразы. Я, например, до сих пор не пониманию фразы "быть в отношениях". То есть не понимаю в том смысле, который в эту фразу сейчас вкладывают. А цвет голубой? Очень осторожно надо называть это определение. А относительно недавно добавилось и слово "черный". Причем с такой скоростью и так жестко, что скоро, вероятно, нельзя будет говорить "белый снег"

(no subject)

From: [identity profile] lesnyanka.livejournal.com - Date: 2021-02-03 08:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-02-03 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2021-02-03 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnyanka.livejournal.com
ДА!! Я всецело ЗА!
Но... поздно узнала, гыыы. И восю ругалась на новый мобил, который придумали точно чудаки на букву "м" — столько в нем лишнего дерьма, и как он достал, исправляя мой хороший русский непонятной галиматьей! Впору переставить симку на старенький свой добрячок, который "без затей!"
Губермана обожаю, но вот в Сети мат не приветствую.. СЛИШКОМ МНОГО его тут! Причем именно злобного, от всяких троллей! Потому как нормальному человеку в нормальной обстановке он не нужен!
Я только пару раз позволила себе некоторое кол-во в своих произведениях, потому как требовал сюжет. Но — считаю, что правы те, кто считает (гы), что можно обойтись без оного! Мляшка, но не тогда, когда сосед наверху рубит и забивает круглосуточно ГРРРРРГАВГАВГАВ!!!!!!

Date: 2021-02-03 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Это - правильны подход. Спасибо!

(no subject)

From: [identity profile] lesnyanka.livejournal.com - Date: 2021-02-03 08:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malamant.livejournal.com - Date: 2021-02-03 09:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-02-03 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2021-02-03 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] malamant.livejournal.com
Спасибо!
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

February 2025

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
1617 1819202122
232425262728 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 25th, 2025 08:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios